Для масштабирования стартапа нужно научиться скучному
Для стартапов свойственны амбициозные планы по захвату мира, от которых не хочется отвлекаться на то, что кажется повседневным и унылым. Но если на раннем этапе действительно есть смысл приносить все в жертву Высшей Цели, то затем при масштабировании от таких вещей уже никуда не деться. Какие важнее всего?
Для стартапов свойственны амбициозные планы по захвату мира, от которых не хочется отвлекаться на то, что кажется повседневным и унылым. Но если на раннем этапе действительно есть смысл приносить все в жертву Высшей Цели, то затем при масштабировании от таких вещей уже никуда не деться. Какие важнее всего?
Майкл Хершфилд и Бен Сессер в своем тексте на PandoDaily называют такие:
1. Тщательно управлять финансами. Это вроде бы и так все понимают, но зачастую воспринимают просто как «побольше получай, поменьше трать». На самом деле там куда больше деталей: например, процесс сбора платежей можно делать более эффективным.
2. Тщательно следить за продуктивностью разных сотрудников. В самом начале все друг у друга на виду, а по мере роста необходимо внедрение системы, учитывающей все: она позволяет указывать на проблемы, делая решения менеджеров обоснованными и справедливыми.
3. Без сожалений расставаться с лентяями. Часто советуют «нанимать осторожно, увольнять легко». Быстро растущий стартап не может позволить себе нанимать осторожно и неизбежно будет ошибаться — значит, ему тем более надо при обнаружении такой ошибки уметь расставаться с людьми.
4. Дисциплинированно подходить к разработке и операционной деятельности. В самом начале пути задачи могут срочно решаться методом «навалимся и сделаем», но по мере развития необходим переход к более упорядоченному подходу.
5. Не просто нанимать, а вовлекать. Даже если требуется спешно вывести на работу много новых людей, необходимо удостовериться, что каждый хорошо осознал, куда он попал, четко понял свои задачи и снабжен всем необходимым для их выполнения. Платить сотрудникам, не вводя их в курс дела — слишком дорогое удовольствие.
6. Следить за данными. На этом этапе и инвесторам будут интересны всевозможные показатели проекта, и самому стартаперу знать их крайне полезно: масштабироваться без оглядки на них — все равно что вести машину вслепую.
7. Охранять данные. В первое время немногочисленным сотрудникам бывает доступно все подряд. Теперь у вас их больше, вы не всех хорошо знаете, а доступ к информации в большинстве случаев им не нужен — поэтому надо следить за тем, чтобы, например, контактные данные клиентов оказывались в руках только тех сотрудников, кому они действительно необходимы.
8. Помнить о налогах. Легко увлечься мечтой и забыть о том, какими налогами она облагается. Проблема в том, что налоговая о вас так же легко не забудет.
9. Учиться говорить «нет». Да, стартапы изначально настроены говорить «да» самым безумным предложениям, и в этом как раз их сила. Но каждое «да» отбирает ресурсы, которые могли бы быть пущены на другое — поэтому стоит тщательно выбирать свое безумие.
10. Знать своего инвестора. Его легко воспринимать как сейф с деньгами, неизменный во времени — но вообще-то у инвестора параллельно происходит своя жизнь, в которой меняются цели, задачи и приоритеты, и для максимально эффективного сотрудничества с ним за этим всем стоит следить.
11. Много общаться и объяснять. В первые дни все сотрудники знали все происходящее в компании, и по мере роста легко упустить момент, когда стратегия становится секретом верхушки, а новички ничего не понимают. Важно собираться и проверять, что вся компания движется в одном направлении.
Автор фото: Kate Ter Haar, распространяется по Creative Commons.