Цикл жизни стартапа: что-то получилось, и что теперь делать?
Есть множество советов о том, как сделать, чтобы стартап взлетел — но мало кто говорит о том, какие действия в случае успеха делать после этого. Стив Бланк, работой которого вдохновлена идеология lean startup, решил исправить это своей колонкой.
сть множество советов о том, как сделать, чтобы стартап взлетел — но мало кто говорит о том, какие действия в случае успеха делать после этого. Стив Бланк, работой которого вдохновлена идеология lean startup, решил исправить это своей колонкой.
Как рассказывает Бланк в своем тексте на VentureBeat, к нему обратился его бывший студент с неожиданным вопросом. В то время как многие обращаются к Бланку при попытке справиться с неудачами, здесь речь началась со слов «у моего стартапа 70 сотрудников, и в этом квартале мы должны выйти на безубыточность». В чем тогда состоит вопрос? Теперь надо переходить от действий «заставить это работать» к какаким-то другим, от выживания к развитию — и непонятно, как именно это надо делать, кроме простого «нанимать больше людей».
Бланк в ответ сказал, что есть три стадии развития стартапа: «поиск», «строительство» и «рост». На первой стартап ищет свою бизнес-модель — в данном случае она была найдена, и происходит переход ко второй. Поскольку в ней команда разрастается до состояния, когда уже далеко не все знают друг друга и с полуслова понимают, в этот период происходит масштабная формализация и уход от раннего панибратства — как ни жаль расставаться с духом свободы, но он начинает приводить к анархии и низкой эффективности.
Процессы теперь необходимо формализовать, чтобы при поручении их кому-то можно было не бояться, что все пойдет не так. Культуру компании теперь надо поддерживать, она уже не распространяется автоматически на каждого нового сотрудника. Для брендинга нужны гайдлайны, потому что теперь им будут заниматься разные люди, а нужно выдерживать единообразие. Для найма новых сотрудников нужно руководство.
Если на этом этапе сделать все правильно, то компания не только не пострадает при наборе новых сотрудников, но и сможет позже успешно перейти к третьему этапу, при котором рост может обеспечиваться повторяющимися процессами — и вот тогда глава компании сможет уже не думать об этих процессах постоянно.