Информатизация Москвы

Москве пока что далеко до «умного города», но в некоторых сферах информацизация идет полным ходом — в транспортной системе, видеонаблюдении, госуслугах и взаимодействии с населением. Как современные технологии меняют быт жителей столицы?

Информатизация Москвы

Почтовая карточка 1914 года кондитерской фабрики «Эйнем» из цикла «Москва будущего»

Москве пока что далеко до «умного города», но в некоторых сферах информацизация идет полным ходом — в транспортной системе, видеонаблюдении, госуслугах и взаимодействии с населением. Как современные технологии меняют быт жителей столицы?

Проекты по созданию «умной» инфраструктуры ведутся сегодня во многих мегаполисах, таких как Сеул, Нью-Йорк, Токио, Шанхай, Сингапур и Дубай. В Москве в 2012 году была запущена программа «Информационный город». На ее реализацию из бюджета города выделили 48,1 миллиарда рублей на семь лет.  

Транспорт

«Яндекс.Пробки»

«Яндекс.Пробки»

В 2012 году Минтранс установил навигационные устройства ГЛОНАСС на весь общественный транспорт в Москве и Подмосковье. Система ГЛОНАСС позволяет собирать данные обо всех перемещениях транспорта.

Но в течение двух лет эта информация была недоступна жителям города. Власти не хотели самостоятельно создавать сервис с удобным интерфейсом, через который горожане могли бы узнать о том, где находится нужный им автобус, троллейбус или трамвай. Но и безвозмездно передавать столь ценные данные уже существующим сервисам власти отказывались.

В результате спустя несколько лет переговоров «Яндексу» удалось получить доступ к данным, и теперь жители Москвы могут в любой момент проверить, где сейчас находится нужный им транспорт и когда он прибудет на ближайшую остановку. Интересно, что такая функция у «Яндекс.Карт» и других транспортных приложений появилась во многих российских городах раньше Москвы, потому что сервисам быстрее удалось договориться с властями об открытии данных.

Работа с такими данными может пригодиться не только для навигации жителей города, но и для стратегических решений, влияющих на развитие города. На основе собранной информации можно координировать разные виды транспорта (наземный, метро, электрички) между собой и формировать расписание их движения.

Если объединить данные об общественном и частном транспорте, то можно прогнозировать пробки, выявлять самые загруженные участки и на основе этого планировать строительство новых дорог и парковок. Власти также могут анализировать информацию о дорожных происшествиях и выявлять наиболее опасные участки, чтобы затем отремонтировать их или изменить навигацию в этом месте.

Министерство связи уже заявляло о планах создать в России единую систему управления наземным общественным транспортом, которая выполняла бы все перечисленные задачи.

Система видеонаблюдения

Портал video.mos.ru

Портал video.mos.ru

В любом современном городе на каждом углу установлены камеры видеонаблюдения. Изначально они устанавливались отдельными организациями, но московские власти решили объединить все камеры в единую сеть городского видеонаблюдения.

На портале video.mos.ru транслируются записи с 130 тысячи камер, которые установлены на входе в дома, школы, на площадях, в парках, строительных объектах, транспортно-пересадочных узлах, ярмарках, в торговых центрах. Власти используют их как для отслеживания преступлений, так и для контроля работы коммунальных служб.

Правительство Москвы в марте 2015 года объявило, что хочет открыть доступ к этим записям любому желающему за деньги. Пока что доступ предоставлен нескольким тысячам пользователей в тестовом режиме. Департамент информационных технологий Москвы также планирует предложить москвичам подключить свои авторегистраторы к городским системам видеонаблюдения. К тому же, в Госдуму внесен законопроект, согласно которому данные с видеорегистраторов будут принимать в качестве доказательств в судах. Сейчас судья индивидуально решает, рассматривать запись в рамках расследования или нет.

Видеонаблюдение может также использоваться для поиска пропавших людей. „Лига безопасного интернета“ совместно с уполномоченным по правам ребенка Павлом Астаховым планируют создать инновационный центр поиска пропавших детей. Они планируют использовать беспилотные летательные аппараты, камеры видеонаблюдения и специальное мобильное приложение. В нем будет база данных пропавших детей, сервис приема сообщений о пропавших и система экстренного оповещения участников поиска – силовиков и волонтеров.

Содружество волонтеров «Поиск пропавших детей» сейчас тоже создает IT-систему «Багира», которое распространяет информацию о пропавших детях и координирует волонтеров. У организации также есть приложение для детей, с помощью которого можно быстро подать тревожный сигнал, и оператор службы «112» сам перезвонит ребенку. Если тот не ответит, информацию об этом получат находящиеся поблизости волонтеры и родители.

Функции поиска пропавших людей также есть в приложении «Активный гражданин». Помимо этого, сервис с возможностью быстро связаться со службой спасения есть у МЧС и называется «Мобильный спасатель».

Взаимодействие с жителями

Сервис «Активный гражданин»

Сервис «Активный гражданин»

Последние несколько лет в России идет процесс перевода госуслуг в электронный вид. Москва, конечно, развивается в этом направлении быстрее большинства городов. По данным мэрии, сейчас электронными услугами в Москве пользуются более четырех миллионов человек – за год это число выросло почти в 12 раз.

В 2015 году правительство планирует перевести в электронный вид все госуслуги города. Сейчас на портале pgu.mos.ru доступно более 280 услуг, и почти половина из них предоставляется в полностью электронном виде.

Собянин. По его словам, всего на портале госуслуг города сейчас доступны свыше 280 услуг, 120 из которых представляются в полностью электронном виде. Например, оплата коммунальных услуг, запись детей в школы и детские сады, на прием к врачу, оплата штрафов ГАИ.

Госуслуги активно внедряются в образовательных и медицинских учреждениях. Многие поликлиники уже создали для своих пациентов электронных карты. Все столичные школы перешли на электронных дневники и журналы. Также в большинстве школ ученики используют карты для оплаты питания в столовой. Родители могут пополнять их онлайн.

Столичное правительство также запустило в 2014 году приложение «Активный гражданин». Оно принимает жалобы и предложения от жителей, а также проводит опросы по поводу изменений в городе. Например, о необходимости озеленения и благоустройства дворов и улиц.

Приложением пользуется более миллиона человек. Сейчас сервисом пользуются в основном люди от 18 до 45 лет, но власти хотят установить инфоматы «Активного гражданина» в центрах госуслуг и соцзащиты, чтобы привлечь более пожилую аудиторию.

За год на портале прошло 580 опросов, по итогам которых реализовано более 250 решений. Например, введено девять новых автобусных маршрутов, в том числе три ночных; появилось более 180 спортивных секций и творческих кружков; посажены деревья в тысяче дворов; оборудованы велодорожки в парках. А также выбран дизайн новых станций метро «Солнцево» и «Новопеределкино» и цвет для обозначения Кожуховской ветки метро — розовый. Самым популярным был опрос о запрете продажи алкогольных энергетиков в городе. В нем приняли участие более 300 тысяч человек.

Другие проекты
Назад к списку постов