Как привлекать инвестиции «в рост»
Предположим, у вас стартап и вы уже привлекали инвестиции для выхода на окупаемость, а теперь хотите провести новый раунд для стремительного роста компании. Чем он для вас будет отличаться — помимо того, что теперь вы претендуете на гораздо большие деньги?
Предположим, у вас стартап и вы уже привлекали инвестиции для выхода на окупаемость, а теперь хотите провести новый раунд для стремительного роста компании. Чем он для вас будет отличаться — помимо того, что теперь вы претендуете на гораздо большие деньги?
Первым делом, пишет управляющий партнер Founder Collective Дэвид Фрэнкел, стоит понять, что большинство желающих получить такие инвестиции компании попросту не подпадают под необходимые условия. Большие деньги дают тем, у кого все хорошо или с ростом доходов/активных пользователей, или с маржой, или с четкими перспективами монетизации. Грубо говоря, графики показателей компании должны быть хотя бы 45-градусными.
Если же компания подпадает под эти условия, то ей стоит знать следующие вещи:
1. Имейте в виду, что новый раунд лишает вас многих возможностей продажи компании. Речь больше не пойдет об acqui-hire, когда стартап купят за относительно скромные деньги, чтобы заполучить команду. И более крупная сделка, которая могла бы обеспечить вашу семью на несколько поколений вперед, теперь тоже может оказаться недостаточно крупной. Посмотрите в зеркало: готовы ли вы перейти к масштабным действиям?
2. Будьте готовы к изменению состава директоров. До этого этапа он зачастую состоит из двух фаундеров. двух инвесторов и, возможно, независимого директора. Теперь же баланс власти смещается в сторону инвесторов. Кроме того, в поиске новых инвесторов необходимо заручиться поддержкой уже имеющихся.
3. Приготовьте документики. На ранних стадиях вкладывались в команду проекта, но тут вкладываются в показатели и хотят знать о них все. Вы должны быть готовы предоставить как подробную финансовую информацию о стартапе, так и глубокий анализ рынка.
4. При составлении презентации для инвесторов легко увлечься подробностями вида «что проект собой представляет», и при этом забыть о вещах вида «вот как нас ценят окружающие». Порой фаундеры забывают сказать, что о проекте написало восхищенную статью крупное издание. Но для инвесторов такие вещи важны, и забывать о них нельзя.
5. В презентации должен быть слайд о команде, но на данном этапе его цель — не объяснить инвесторам, сколько у вас сотрудников. Его цель — объяснить, что у вас звездная команда. Там может быть изображена лишь ключевая часть сотрудников, но каждая фотография должно сопровождаться не менее чем одним фактом, говорящими в пользу сотрудника — например, его предыдущим местом работы.
6. Также надо сказать о том, сколько денег у вас есть сейчас — в идеале столько, чтобы вам с текущими расходами хватило более чем на девять месяцев. Инвесторы любят те компании, которые искренне могут сказать, что проживут и без этого раунда.
7. В отличие от ранних раундов, тут нет смысла рассылать предложение всем инвесторам подряд. Надо выбирать точечно тех, которым сделка подходит лучше всего. Хотя бы из-за того, что каждый будет запрашивать много дополнительной информации, и зачем вам много возни с тем, что не пригодится?
А идеальный сценарий должен быть таким: инвестор должен уходить со встречи с ощущением «ох, они сами не понимают, насколько масштабным это будет».
Автор фото: Adam Selwood, распространяется по Creative Commons.