Почему сейчас нет никакого «пузыря, как в 2000-м»
При разговоре о высокой оценке новых стартапов люди регулярно вспоминают крах доткомов 2000-го и боятся, что подобное ему произойдет снова. Однако инвестор Горов Джейн уверен в обратном — и у него есть убедительные аргументы.
При разговоре о высокой оценке новых стартапов люди регулярно вспоминают крах доткомов 2000-го и боятся, что подобное ему произойдет снова. Однако инвестор Горов Джейн уверен в обратном — и у него есть убедительные аргументы.
Текст Джейна, опубликованный на VentureBeat, появился как ответ на пессимистические публикации последнего времени вроде колонки Ларри Элтона, о которой мы недавно писали. Признавая те вещи, о которых сообщает Элтон, Джейн обращает внимание на то, что при этом 2015-й во множестве отношений разительно отличается от 2000-го.
В 2000-м интернет был новинкой, сейчас он играет центральную роль в жизни западного жителя. Если люди засыпают рядом со своими смартфонами, интернет-сервисы стали настолько важными в их жизни, что массово рухнуть не могут в принципе.
За 15 лет американский e-commerce разросся с $28 миллиардов до $350. В последний рождественский сезон 40% покупок американцы совершили в онлайне. Пузырь возникает при отсутствии реальных доходов, а здесь они нагляднее некуда. При этом рост рынка продолжается, так что все будет становиться лишь надежнее.
Оценка стартапов стала точнее. В 2000-м, когда люди осознали мощь интернета, но еще не поняли его перспективы, оценка очень многих компаний происходила методом «пальцем в небо». Сейчас у нас есть интернет-гиганты с умеренным соотношением стоимости к уже имеющимся доходам: у Google показатель P/E составляет около 27, у Apple около 17. Такая оценка предполагает будущий рост компании, и при отсутствии роста может оказаться завышенной, но здесь нет совсем диких чисел с потолка.
Усилившиеся венчурное финансирование означает, что компании позже выходят на IPO, а значит, у рядового человека меньше вероятность вложиться в неудачную и потерять деньги. Это значит, что падение рынка ударило бы по инвесторам, но не по бабушкам, неудачно вложившим свои накопления — а в 2000-м происходило такое, тогда технические компании выходили на IPO гораздо чаще, чем сейчас.
Гигантские компании накопили гигантские запасы денег: у Apple, например, этот запас составляет $178 миллиардов. Если вдруг рынок начнет лихорадить и проекты станут резко дешеветь, гиганты воспользуются этим, чтобы купить их дешевле обычного — и спасут рынок от полного падения.
Разумеется, пишет Джейн, будут сложные периоды и снижение инвестиций, потому что абсолютно гладкой дорога инноваций вообще не бывает. Но сложный период — совершенно не то же, что обрушение всего рынка.
В итоге всего этого Джейн уверен: причина того, что люди ждут появления нового пузыря, не в том, что это очень вероятное событие, а в том, что людям проще думать повторяющимися паттернами.